Альтернативная концепция

Большую роль для создания альтернативной концепции сыграл доклад комиссии Бьюкенена, опубликованный в 1963 г. В этом докладе были рассмотрены проблемы развития городского движения. В качестве основной единицы членения городской территории авторы доклада выдвинули образование более крупное, чем микрорайон — городской район. В отличие от микрорайона, все внутренние связи которого пешеходные, планировка района должна обеспечивать подъезд автомобилей, исключая, однако, транзитное движение сквозь его территорию. Организация системы обслуживания по этой идее укрупняется, как и весь комплекс в целом. Повышение компактности планировки выдвигалось как одна из важнейших задач.

Первый практический шаг к осуществлению подобных принципов был сделан еще при строительстве г. Камбернолда в Шотландии (строится с 1957 г., главный арх. X. Уилсон). Город на 70 тыс. жителей, расположенный на склонах холма, имеет застройку, объединенную в живописные компактные группы и превращенную в единое пространственное целое. Плотность этого города по сравнению с плотностью городов подобного типа, строившихся в Англии ранее, резко повышена. Благодаря этому расстояния в городе невелики, две трети его населения будут жить в непосредственной близости от центра и могут обслуживаться его учреждениями и предприятиями. Микрорайоны со своими центрами обслуживания поэтому не выделены, город монолитен не только по своей пространственной структуре, но обладает и функциональным единством. Повышение плотности населения позволило здесь добиться значительных преимуществ для организации функций.

Пространственное разделение территории, связанной единством функциональных процессов, здесь формируется транспортной системой. Внутри каждой части, границы которой определены организацией местного движения, находится своя школа. Пешеход здесь полностью изолирован от автомобиля. Сеть пешеходных дорожек, независимых от проездов, связывает группы жилых построек со школами, спортивными площадками, магазинами и общим для всего города центром. На пересечениях магистралей пешеходными трассами устроены пешеходные мостики.

Общественный центр организован на вершине холма, его компактность увеличена тем, что центр расположен несколькими ярусами, причем нижние отведены для движения транспорта и стоянок автомашин. Этот центр имеет непосредственный контакт с жилищами.
Преждевременно судить о жизненности принятой системы — она должна быть проверена временем. Пока очевидно то, что с ней связаны новые художественно-композиционные возможности. Почти лишенный внутренних открытых пространств, город, поднимающийся по склонам холма, рассеченным дорогами, по завершении строительства будет восприниматься как единое пространственно-пластическое целое.
Извне он будет выглядеть как гигантское скульптурное образование, в его пределах интимные замкнутые перспективы жилых групп будут контрастировать с широкими перспективами, раскрывающимися вовне.