Формирование приемов композиции

Строительные законы конца XIX в. определили простейшие приемы закономерной пространственной организации селитебных территорий в городах того времени. Членение территории на независимые участки домовладений при этом сохранилось, жилой квартал оставался чисто количественным понятием. Регулировались лишь размеры элементов, из которых он складывался (см. ранее рис. 1, в).
Качественно новые приемы композиции жилых образований были выдвинуты в 1920-е годы. На Западе они были связаны с новыми социальными проблемами, поставленными растущей силой пролетариата. После того как на весь мир прозвучали раскаты Великой Октябрьской революции, его потребности в элементарно благоустроенном жилище уже невозможно было игнорировать. Кроме того, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия жизни в городах стали отражаться на воспроизводстве населения — одной из реальных основ экономики. Наконец, возникла необходимость более четко организовать различные функции сильно выросших городов, разграничить их в пространстве.

Большое значение для создания новых концепций в архитектуре Запада имели проекты и теоретические работы Ле Корбюзье и немецких архитекторов, связанных с «Баухаузом» (рис. 2, а, б).
Основные функции большого капиталистического города Ле Корбюзье рассматривал как нечто безусловное, но он предложил упорядочить размещение этих функций, четко разделив их в пространстве функциональных зон для «деловой жизни», жилья и промышленности. Жилой комплекс в его теоретических проектах получил совершенно определенное функциональное содержание и самостоятельную четкую функциональную структуру.
Ле Корбюзье обратил внимание на унификацию массовых типов жилища, стихийно сложившуюся в городах.

Он предложил использовать это свойство как основу стандартизации, необходимой для перевода строительства на индустриальные методы. В стандартизации Ле Корбюзье увидел не только путь к массовому изготовлению домов на заводах, удовлетворяющему жилищный голод. Он считал ее проблемой технической в такой же мере, как и художественной. Он связывал с ней новые приемы пространственной композиции, которые выдвигал. Ле Корбюзье писал: «Надо создать «дух серийности» — стремление строить дома сериями, стремление жить в домах сериях; стремление мыслить дома как серии».