Формирование застройки в группы

Формирование застройки в группы позволяет более гибко ответить разнообразию конкретных условий. При общей открытой композиции микрорайона в пределах групп могут формироваться пространства, обладающие необходимой степенью замкнутости в зависимости от климатических условий. Связанное с группой пространство может получить интимный характер, благоприятствующий развитию функций, непосредственно продолжающих функции жилища (здесь, например, могут группироваться, в соответствующем сочетании, площадки для отдыха и игр детей, хозяйственные площадки с устройствами для сушки белья и т. п.).

Практика свидетельствует, что прием расчленения жилого комплекса на четко обозначенные первичные группы распространяется по мере того, как укрупняются средние размеры комплексов.
Сравнительно небольшие жилые комплексы шведских городов, построенные в 50-е годы, получили весьма убедительное цельное решение, но в нем уже намечаются зачатки членения на группы. Так, периметр квартала Баронбаккен в Эребру (1227 квартир, около 4,5 тыс. жителей) охвачен сложным, неправильным меандром 3—4-этажных построек . Он образует систему подъездных тупиков, обращенных вовне, и интимные полузамкнутые дворики, обращенные внутрь квартала, к центральному саду. Здесь существует ясно ощутимый композиционный центр, формируемый не каким-либо доминирующим объемом, но обширным внутренним пространством. Вычлененные малые дворики при жилищах здесь воспринимаются как развитие обширного главного пространства, разделение целого на первичные элементы лишь намечено, но не получило законченной пространственной формы.

Другой микрорайон в том же г. Эребру — Рокпа осуществлен периметральной застройкой на основе трехлучевых секций. Ее изгибающаяся цепочка образует две петли, которые охватывают обширные пространства. Конфигурация секций позволила наметить части, выделяющиеся из этого большого целого, связанные непосредственно с домами.
В том и другом случае закономерность организации пространства, которую зритель ясно воспринимает на участке, входящем в поле его зрения, продолжается во всей системе комплекса, не охватываемой единовременным зрительным восприятием. Принцип организации звеньев, образующих непрерывную цепь, сведен к элементарности, композиция подчинена центральному пространству с «плавающими» в нем объемами школ и детских учреждений.