Художественная выразительность городского ансамбля

Художественная выразительность городского ансамбля должна определяться при этом не достоинствами отдельных зданий, а их группировкой, пространственной композицией, которая становится очевидной благодаря открытой системе застройки. Плоды технического прогресса должны были органически соединиться с восстановленной живой природой, образуя среду, обладающую благоприятными для человека физическими качествами, среду, насыщенную контрастами естественных и искусственных форм.

Ле Корбюзье отвергал раздробленные на замкнутые ячейки структуры периметрально застроенных кварталов. Многоэтажные корпуса жилых комплексов на его проектах тянутся среди зелени по линиям, напоминающим очертания меандра. Они формируют анфилады взаимосвязанных пространств, открывающих разнообразные перспективы, меняющиеся по мере движения через комплексы.

Ле Корбюзье протестовал против улиц-коридоров. По его мнению, дома должны стать свободными объемами в насыщенной зеленью пространственной среде; улицы, не зависимые от домов, отдаются автомобилю, часть их поднимается на эстакады; особые дороги для пешеходов изолируются от транспортных магистралей.
В композиции целого и частей Ле Корбюзье искал новые возможности объединения пространств жилого комплекса. Он считал такое объединение необходимым для обеспечения свободного движения воздушных потоков, инсоляции и для развития новых основ композиции, главным средством которой является организация пространства, раскрывающаяся в сопоставлениях геометрически четких плоскостей.

По идее Ле Корбюзье пространство должно «протекать» сквозь здания, и в его проектах мы видим здания-соты, где жилые ячейки многоэтажных блоков располагаются как черные клетки на шахматной доске, чередуясь со сквозными просветами — лоджиями, занятыми висячими садами. Первые этажи открывают незаполненные ограждениями каркасные структуры, и сквозь эти «свайные основания» пешеходу раскрываются глубокие перспективы, связывающие все пространство жилого комплекса.