Компоновка микрорайона «изнутри»

Идеи социальной стратификации, вдохновлявшие западных градостроителей 50-х годов, быстро обнаружили свою несостоятельность. Замкнутый микрорайон не сыграл, да и не мог играть роли в изменении отношений между различными социальными группами. В то же время аморфность среды, трудность ориентации в пространстве, раздробленном на «замкнувшиеся в себе» островки, не имеющем четкой системы композиционных направлений, затрудняли функционирование городского организма. Нарушались и те формы связи между людьми, которые существовали в старых районах городов.
В 60-е годы во многих странах велись поиски новых приемов и форм пространственной организации селитебных территорий.

Ле Корбюзье выдвинул теорию четко дифференцированной системы коммуникаций, образующей основу градостроительной структуры города и его микрорайонов; он воплотил эту теорию в строительстве Чандигарха — новой столицы индийского Пенджаба. Крест пересекающихся главных магистралей расчленяет компактный массив города (рис. 7, а), прямоугольная сетка магистралей второго порядка рассекает селитебную территорию на крупные микрорайоны-секторы, как называет их сам Ле Корбюзье.

Защищенные от транзитного транспорта, микрорайоны компонуются «изнутри». Однако композиция их связана с четкой ориентирующей системой. Ее основой являются не магистрали, а озелененные пространства, пересекающие территорию сектора в продольном направлении (рис. 7,6). По зеленым полосам, пронизывающим город из района в район, проложена система пешеходных дорог. Вдоль них располагаются, школы, спортивные и детские площадки.