Компоновка на натурных фотопанорамах

Авторами проекта разработан метод компоновки зданий на натурных фотопанорамах пейзажей, позволяющий более гармонично сочетать застройку с поэтичными картинами лесного ландшафта. В генплане микрорайона обращает внимание обширность территорий с сохраняемым лесным покровом — следствие компактной застройки жилых групп на безлесных участках (до 5400 м2 жилой площади на 1 га) и связь композиции микрорайона и каждой жилой группы с лесными пейзажами и городской ситуацией. Расположенная по периметру участка застройка уходит в глубину лесных массивов многоплановыми ритмическими композициями.
Секционные и башенные дома компонуются взаимосвязанно; своим многоплановым ритмическим строем создают глубинное раскрытие архитектурно-ландшафтных композиций и согласуются с наиболее выразительным природным и архитектурным окружением. С садом жилого района согласована юго-западная жилая группа; юго-восточная группа — с архитектурно-ландшафтной композицией общественного центра. В расположенной веером по рельефу группе домов, непосредственно примыкающей к лесу, жилые дворы раскрыты к природе.


Северо-западная жилая группа расположена на свободном от леса участке и учитывает возможность восприятия далеких панорам с территории жилого комплекса и обзор микрорайона извне, с дальних точек зрения: дворовые пространства расширены в сторону красивых пейзажей, скульптурная группа башенных домов создает выразительный силуэт застройки.


Непосредственные и визуальные связи функциональных зон микрорайона, его жилых групп и отдельных зданий с живописными картинами природы и архитектурно-ландшафтными композициями — непреложная закономерность в этом проекте. Создавая объемно-пространственную композицию, архитекторы проверяют, корректируют ее «изнутри» — в раскрытии на природу и извне — на восприятие ансамбля архитектурного комплекса из окружающей его среды.
Надо полагать, что наиболее полноценная органическая связь архитектуры с ландшафтом может быть достигнута при сочетании методики, разработанной в проекте северо-восточного района Ижевска, с применением творческого метода главного архитектора Паланги.