Квартал Парк-Хилл в Шеффилде

На крутом склоне, поднимающемся над железнодорожными путями, складами и заводскими цехами, построен жилой комплекс для рабочих-металлургов, включающий почти тысячу квартир. Здесь уже нет попытки создать социальную единицу, в которой представлены различные общественные группы, — контингент жителей однороден, и на этой предпосылке основывалась работа над композицией. Конкретная модель, положенная в основу проекта, исходит из представления о формах общения в той группе людей, для которой предназначался комплекс (представления, разумеется, отражающего не только реальность, но и теоретические концепции английских социологов).


Люди, населяющие новый комплекс, — бывшие обитатели трущоб, где жили тесно, но дружно, где лишь тонкая дверь отделяла семейный мирок от улицы, служившей местом общения. Стремление сохранить такую роль улицы при многоэтажной застройке и определило необычность принятого решения.


Весь комплекс объединен в одно громадное здание, вмещающее около 4 тыс. человек. Связями служат широкие галереи, которые позволяют пройти от одного конца комплекса до другого; легкими мостиками они переброшены через разрывы между корпусами. Эти «улицы в воздухе» повторяются на каждом третьем этаже, к ним открываются двери всех квартир, традиционно размещаемых в двух уровнях. Галереи достаточно широки, чтобы по ним могли проезжать велосипедисты и торговцы-разносчики с тележками, но, естественно, свободны от видов транспорта, создающих опасность для человека. Такая система должна сохранить для жителей характер среды, особенности которой связаны со сложившимся укладом жизни, привычную структуру жилья и непосредственное соседство его пространства с общественным пространством улицы.


Громадное здание-комплекс сооружено на крутом склоне, однако составляющие его корпуса имеют единый уровень плоских кровель. Количество этажей поэтому возрастает с четырех у вершины холма до четырнадцати на нижних отметках. Корпуса изламываются под тупыми углами, формируя сложную систему взаимосвязанных, живописных дворовых пространств. Группировка объемов сложна и вместе с тем естественна.
Аналогичную попытку материального выражения социальных явлений сделали итальянские архитекторы Данери и Фузелли в композиции законченного в 1966 г. жилого комплекса Куэцци в Генуе, протяженные корпуса которого, связанные внутренними пешеходными коммуникациями, следуют изгибам крутых склонов, образуя амфитеатр, раскрытый к лежащему ниже центру города.