Многоплановые пространственные композиции

Заметим, однако, что организация пространства объемами зданий должна подчиняться ритмическим системам, достаточно сложным и богатым. В практике последних лет свободная застройка приводилась, как правило, к простейшей форме ритма — метру, т. е. повторению через равные интервалы одинаковых форм, например одинаковых торцов в «строчке». Подобные простые системы могут весьма эффективно воздействовать в композиции, сочетаясь с более сложными.

Метрический повтор одинаковых объемов на каком-то коротком участке может быть средством образования акцента, силы которого невозможно достичь, используя один объем. Но для системы в целом определяющими должны быть более сложные формы ритма. Растянутое на сотни метров повторение одного, достаточно примитивного мотива угнетает, будь то гладкий торец, разрезанный швами панелей, торец с лоджиями или даже повторяющееся сочетание протяженного объема с «точечным домом».

Многоплановые пространственные композиции

Повторяемость стандартных элементов, из которых созданы постройки, в пространственных композициях, обладающих богатством ритма, воспринимается не как вынужденная дань технике, а как естественное и необходимое художественное средство, обеспечивающее единство ансамбля. Многоплановость открывающихся зрителю картин, охватывающих группу объектов, требует простоты и четкости в структуре каждого объекта.
Создание многоплановых пространственных композиций не противоречит задаче максимально возможной концентрации застройки.

Опыт показывает, что такие композиции могут быть созданы при плотности населения и плотности застройки гораздо более высокой, чем та, которая допускается нормативами. Примером могут служить тесно застроенные новые кварталы итальянских городов (Комазина и Ка Гранда Норд в Милане, Тусколано и Тибуртино в Риме и т. д.). Их небольшие, сложно организованные пространства имеют разнообразные формы связи не только через интервалы в обрамляющей застройке, но и через раскрытые колоннадами первые этажи.