Национальные особенности облика

Очень сложен вопрос о региональных и национальных особенностях облика новых городских жилых районов.
Привлекательная идея использовать в градостроительной практике различных стран национальные и региональные особенности, опирающиеся на лучшие традиции прошлого, на учет местных условий — природного окружения, климата, строительных материалов и т. п., на специфику образа жизни, пущую каждому народу, конечно, не должна абсолютизироваться. Нам чуждо стремление искусственно создавать во что бы то ни стало «национальный стиль» современной архитектуры, подчеркивать то, что разъединяет, а не объединяет наши народы.

Ошибочно и стремление продолжать любую традицию, так как это означало бы препятствовать динамике развития жизни, отрицать изменения в окружающем нас материальном мире, конкретных общественных задачах. Особенно опасно канонизировать традиционные планировочные схемы, так как каждый город несет в потенции пущие только ему выразительность и индивидуальность. Кроме того, системы планировки тесно связаны с определенной материальной культурой, в условиях которой проходило их формирование.

Национальные особенности облика

В новых жилых районах, создаваемых в короткие сроки по единому архитектурному проекту, появляются исключительно широкие возможности для осуществления подлинного синтеза искусств.
Продолжающееся усложнение структуры городов и всего создаваемого нашим трудом материального мира требует особенно четкой художественной организации жизненной среды, и художественный синтез, понимаемый широко и всеобъемлюще, является одним из главных средств решения этой задачи. Советские исследователи этой проблемы подчеркивают, что сегодня речь идет не о «поединении» живописи, скульптуры, тех или иных произведений искусства к новой архитектуре, а о том, чтобы всю функциональную и пространственную среду комплекса, всю его тектоническую и пластическую структуру, все вещественные и изобразительные ценности поднять до значения синтезированного художественного произведения. Это проблема совершенно новаторская, целиком и полностью определяемая современным этапом движения к формам современной культуры.