Новые принципы архитектурной композиции

Социальная организация, определенный образ жизни диктуют функциональное построение жилой застройки и вместе с тем получают свое выражение в архитектурной композиции вновь создаваемых комплексов. Отсутствие четкого функционального единства в большинстве случаев ведет к отсутствию такого единства в архитектурно-художественном облике застраиваемого массива. Однако недостатки архитектурно-художественного качества районов новостроек проистекают не только из-за недостатков функциональной и социальной организации, они имеют и свои собственные специфические причины.


За последние 10—12 лет в практике застройки городов произошли такие радикальные изменения, которые потребовали пересмотра многих эстетических концепций градостроительства, еще недавно представлявшихся почти незыблемыми. Сложность ситуации состоит в том, что традиционные приемы композиции, основанные на периметральной застройке кварталов, на системе симметричных осей и уравновешенных объемов, на четкой масштабной и художественной соподчиненности жилой застройки общественным зданиям и на других классицистических принципах, ушли в прошлое, а новые композиционные принципы все еще не сформировались в устойчивую закономерную и филигранную художественную систему.
Новые принципы архитектурно-художественной композиции вытекают из самого факта увеличения размеров жилых комплексов. Территория, занимаемая современным микрорайоном, как правило, в 4—5 раз превышает размеры жилых кварталов,

Новые принципы архитектурной композиции


сооружавшихся в наших городах в 40-х—50-х годах. В результате распалось то элементарное пространственное единство, которое обычно существует в небольшом, плотно застроенном, компактном квартале, даже независимо от характера его застройки. Нередко в городах теперь возникают крупные открытые пространства, которые трудно воспринимать как единое целое и в которых человек неизбежно ощущает себя отчужденным и незначительным. Поэтому принципы пространственного расчленения приобрели сейчас особо важное значение. В лучших образцах застройки новых жилых районов, созданных за последние годы, например, в районах Беляево—Богородское (Москва), Штраковец (Братислава), Циглина (Галац), в новом жилом комплексе в Дунайвароше, в новых кварталах Варшавы, Ростока, Сплита, Софии, уже не отдельное здание является самостоятельным первичным элементом градостроительной композиции, а группа зданий, ограничивающая в жилом комплексе определенное, соразмерное человеку пространство. Однако во многих случаях эти группы не получают четкого выявления в композиции застраиваемого жилого массива, что неизбежно придает застройке хаотический вид. В этом случае и внутреннее пространство жилого комплекса едва ли может оказаться хорошо организованным: его расчленение будет недостаточным или неопределенным, а общая композиция трудно воспринимаемой.