Объем восприятия

В композициях классицизма весь объем восприятия концентрировался на одном сооружении или на их законченной, замкнутой группе. Следовательно, в этих ограниченных пределах он и должен был приводиться к насыщению. Отсюда — повышенные требования к сложной расчлененности композиции постройки, к ее ритмическим системам и пластике.

В композиции, включающей систему взаимосвязанных пространств, объем восприятия может распространяться на большое количество объектов. Кроме первоплановых зданий, образующих как бы кулисы, раскрываются постройки, формирующие другие звенья комплекса. Образуются сложные многоплановые перспективы. При этом анализ системы соотношений входящих в нее объемов, их места в пространстве будет поглощать значительную долю объема восприятия. Излишне подчеркнутая индивидуализация и перегрузка деталями отдельных построек могут при этом повредить восприятию картины в целом. Многообразие элементов системы требует приведения его к оптимальному объему восприятия путем группировки элементов в ритмические последовательности. С другой стороны, между ритмизированными группами должны быть установлены достаточно четкие соотношения.

Объем восприятия

Одинаковость стандартизированных элементов индустриального изготовления, из которых возводятся сборные дома, их простые ритмы, основанные на многократных повторах, порождают ощущение монотонности, ненасыщенности зрительного восприятия в ограниченных, замкнутых пространственных композициях, где закономерность построения пространства несложна, а количество объектов в поле зрения незначительно. Нагляден пример одного из первых кварталов крупнопанельных домов в Петербурге (квартал № 122 на Щемиловке, застроенный в 1958 г.) с его жестко-симметричной периметральной застройкой и расчлененных на замкнутые дворы кварталов крупноблочных домов в Московском районе Петербурга.