Ориентация в пространстве

Нас воспитывают зрелища, развертываемые во времени — кинофильмы, телепередачи. «Киноглаз» воспитывает уменье видеть последовательно, к тому же он и непосредственно преподносит нам «развернутую во времени» архитектуру. Подобное воспитание способности восприятия облегчает становление новых динамических приемов пространственной композиции.

Сложность и обширность пространственных композиций жилых комплексов заставляют ставить проблему ориентации в их пространстве. Дать возможность ориентироваться, правильно определить свое место в пространстве, путь к своей цели — существенная часть функциональной организации планировки. От нее зависит и возможность восприятия человеком закономерностей композиционной структуры. Такое восприятие является непременным условием эстетической оценки. В то же время возможность или невозможность осознать свое положение в пространстве влияет на эмоциональную настроенность человека и через нее — на эстетические ощущения при восприятии пространственной композиции.

Возможность свободно ориентироваться — существенный критерий организации жилого комплекса, во многом определяющий его удобство. И хотя возможность понять закономерность построения — лишь одно из условий возникновения эстетического ощущения, она приобретает особое значение, когда речь идет о материальной среде, формирующей огромное пространство, распространяющейся на площади в десятки гектаров.
Градостроительство в своем развитии выдвинуло две принципиальные системы ориентации в пространстве — систему линейно-осевую и систему объемных ориентиров.
В старинных русских городах с их редкой «пунктирной» жилой застройкой в 1—2 этажа ориентация была основана на системе объемных доминант— видимых отовсюду башен кремля, колоколен, массивных объемов церковных зданий.