Приемы и принципы градостроительной композиции

Приемы и принципы градостроительной композиции претерпевают серьезнейшие изменения, этот процесс далек от своего завершения и кристаллизации устойчивых правил. Характерно, что тенденция к усложнению композиционных связей, к выработке новых средств художественной выразительности и нового эстетического эмоционального строя пуща сегодня не одной архитектуре, а всем без исключения видам художественной деятельности. Такие тенденции отчетливо прослеживаются в литературе, кинематографии и театре, живописи, прикладном искусстве, музыке.

Новые приемы композиции и художественной выразительности, формирующиеся в современном искусстве, используют бурный прогресс духовной жизни, чувств человека нашего времени, основываются на тончайших нюансах формы, разнообразных ассоциациях, контрастах цветовых, объемных и ритмических соотношений, новых психологических эмоциях, иначе говоря, мобилизуют всю гармонию средств воздействия на человеческий интеллект. Поэтому так важны усилия, направленные на овладение новыми архитектурно-художественными принципами, мастерством композиции больших пространств, на изучение путей достижения определенных художественных эффектов средствами новой объемно-пространственной организации.

Приемы и принципы градостроительной композиции


Одно из существенных требований, предъявляемых к планировке и застройке новых жилых массивов, — ясность пространственной ориентации. Художественной цельностью и ясностью общего замысла и его деталей обладают многие исторически сложившиеся городские ансамбли. Однако в новых жилых комплексах нередко трудно ориентироваться, найти главные направления, увидеть основные общественные пространства.
Встречается и другая крайность — чрезмерно упрощенное понимание пространственной организации жилого комплекса. В этих случаях ясность замысла граничит с ясностью примитива. Задача, вероятно, состоит в том, чтобы найти лежащие между этими полюсами полноценные, творческие решения.