Принципы организации конкретных пространственных форм

Обратимся теперь к принципам организации конкретных пространственных форм, образующих жилой комплекс, к характеру элементов, из которых он слагается.
Функциональная структура современного комплекса определяет формирование его пространственной композиции «изнутри» и неразрывное единство ее системы. Социальные процессы, развивающиеся здесь, взаимосвязаны, связываются и пространства, являющиеся средой для них. Обусловленные функцией, пространственные связи определяют и характер зрительных впечатлений от композиции крупного современного комплекса. В пределы восприятия попадают объекты, расположенные на различном удалении, раскрываются глубинные перспективы. Формирование системы пространств и ее визуальных связей в соответствии с психо-физиологическими законами восприятия определяет эстетические качества ансамбля.

Трехмерная пространственная форма во всей полноте ее свойств раскрывается для человека только в последовательном ознакомлении, только в связной последовательности зрительных впечатлений, каждое из которых дает лишь частный ее аспект. Чтобы полно воспринять содержание архитектурной композиции, человек должен не только увидеть ее с различных точек, но и стать участником жизненных процессов, для которых предназначены здание или комплекс зданий (или хотя бы представить себя их участником). Формирование всестороннего представления об архитектурном ансамбле, где эстетическое всегда неотделимо от утилитарно-практического, требует при этом синтеза разнородных, постепенно накапливаемых впечатлений, их анализа на основе предшествующего опыта. В этом причина специфической трудности восприятия содержания и эстетических свойств архитектуры.

Роль движения и времени в познании и эмоциональной оценке пространственных структур возрастает вместе с их масштабом и сложностью. Она особенно значительна, когда мы сталкиваемся с такими обширными системами, как современный жилой комплекс.
Взаимосвязь пространств, разнообразные формы их взаимного раскрытия, обеспечивающего функциональные и зрительные связи, определяют богатство впечатлений. В поле зрения наблюдателя находится не отдельный объект, а система объектов, формирующих связанные между собой пространства. При движении по территории комплекса со сложной пространственной структурой отношения пространств и объемов, находящихся в поле зрения наблюдателя, изменяются. Раскрытия глубинных перспектив чередуются с перекрывающими их объемами зданий. Сопоставления различных объемов обостряются разницей их расстояния до наблюдателя. Тем самым композиция, основанная на системе взаимосвязанных пространств, обогащается в восприятии.