Природа в композиции города

Крупные формы, целостность естественного лесного ландшафта выразительны в эстетическом отношении. В композиции микрорайонов и даже жилых групп иллюзорно создается впечатление значительного преобладания зеленых пространств над застройкой, впечатление обширности и целостности лесных пейзажей. Отсюда — постоянная смена и богатство зрительных сочетаний построек и живописных, динамических форм природы, которые вносят в типовую застройку свойственные лесному пейзажу черты лиризма и поэтичности.


Но опыт этих городов свидетельствует и о другом. Включение природы в композицию города и жилых массивов само по себе еще не определяет комплексного характера городских ландшафтов; урбанистические и природные элементы должны находиться в гармоническом единстве. Этому противодействует много причин. И прежде всего безликость, низкий художественный уровень индустриальных стандартных домов, усугубляемый их многократной повторностью. Совершенство архитектурных форм — лучшая предпосылка их единства с прекрасными формами природы.


Не менее отрицательна роль функциональной и композиционной аморфности микрорайонов, которая проистекает из утвердившегося в нашей практике смешанного характера расселения, не учитывающего социально-бытовых потребностей различных категорий семей.
Единство застройки и естественной среды в ансамбле жилого комплекса немыслимо без бережного отношения к формам живой природы в процессе функционирования жилых массивов, без четкой и ясной архитектурной организации естественного окружения и полноценных форм благоустройства, в том числе удобных пешеходных дорожек и троп. И, наконец, это единство немыслимо без понимания природного ландшафта как динамической, постоянно изменяющейся во времени действительности. Некоторые из этих требований реализуются в Академгородке, в отдельных городах Прибалтики. В Ангарске же архитекторы, не предусмотрев гаражи и вынудив жителей микрорайонов разместить стоянки автомашин в прекрасных массивах леса, обрекли их на постепенное вымирание.