Пространственная организация квартала

Трудно переоценить вклад в формирование концепции современного городского жилого комплекса, сделанный российской архитектурой. Социальные процессы, развивающиеся в новом обществе, во второй половине 20-х годов нашли выражение в структуре строящихся жилых массивов. Уже тогда были созданы четкие рационально организованные пространственные системы. Пространственная организация квартала, ранее не имевшая архитектурно - композиционного значения, получила главенствующую роль для эстетических свойств застройки, формировавшейся из стандартных жилых домов и небольших общественных зданий. Новые принципы были осуществлены в проектах начала 20-х годов и жилых массивах, строившихся в Москве и Петербурге. Здесь возникли системы сливающихся, взаимосвязанных пространств, как, например, в жилых комплексах на Шаболовке и в Дангауэровке в Москве, а также на Турбинной улице в Петербурге.


Талантливые архитекторы и художники выдвигали тогда новые принципы пространственной композиции, по-новому ставили вопрос о ее эстетическом значении. Уже в самом начале 20-х годов возникали представления об архитектуре не только как о решении изолированных объемов зданий или даже их групп. Выдвигались идеи непрерывности пространственных впечатлений человека, архитектура трактовалась как вся пространственная среда, В которой живет и трудится человек.


Разработка художественных принципов, связанных с организацией пространства, занимала большое место в творчестве группы АСНОВА (Н. Ладовский, К. Мельников, В. Кринский и др.). Конструктивисты группы ОСА (братья Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов и др.) выдвигали на первый план функциональные аспекты, но своей деятельностью они утверждали и новые эстетические принципы пространственной композиции.