Симметричная периметральная обстройка

При симметричной периметральной обстройке кварталов в 30-е—50-е годы значение общественных зданий обычно подчеркивалось расположением на оси симметрии и насыщенной декорацией фасадов. Образование композиционных акцентов иногда подчинялось чисто формальному замыслу и не ставилось в зависимость от функциональной структуры жилого комплекса (например, в некоторых кварталах на проспектах Мира и Ломоносова в Москве, на Московском проспекте в Петербурге повышенной этажностью и сложным силуэтом подчеркнуты отдельные жилые дома).


Однако для раскрытия в зримой формы социальной структуры микрорайона города показать значение общественных зданий очень важно. При «свободной» организации пространства жилого комплекса достичь этого легче, нежели при сплошной обстройке периметра. Когда зритель воспринимает всю пространственную систему композиции, общественное здание выделяется индивидуальностью своей структуры в сопоставлении с объемами жилых домов и метрическими повторами их ячеек. Внимание зрителя может быть сосредоточено на сооружении общественного назначения направленностью асимметрично сформированного пространства, усиленной ритмом застройки.


При использовании домов различной этажности, чтобы выявить положение центра в пространственной системе, вокруг него можно сосредоточить наиболее высокие постройки (например, многоэтажные дома «башенного» типа). Впервые такой прием был выдвинут при застройке города-спутника Лондона Харлоу (арх. Д. Гибберд). Центры микрорайонов зрительно выделены здесь среди разреженной застройки 9—12-этажными домами «точечного» типа. В непосредственной связи с каждым из центров сооружен такой дом, являющийся ориентиром.