Система расчленения города на комплексы

Четкая система расчленения города на комплексы— районы, микрорайоны и группы застройки— не воспринимается непосредственно в натуре, если она не поддержана системой ясно видимых объемных ориентиров и расчленяющих направлений. Очевидно, что «разрушение замкнутости уличных пространств», «уничтожение улицы-коридора» должны сопровождаться поиском новых принципов композиции улиц, не менее понятных для людей, чем традиционная сомкнутая застройка.
С другой стороны, некоторые магистрали наших городов, часто критикуемые за «традиционализм», монотонность и преувеличенный масштаб застройки, ясно расчленяют массивы селитебных территорий, обеспечивают четкую ориентацию в их пространственной среде, дают ясное выражение связности, целостности городского организма.


Подобное значение улиц в композиции города должно быть сохранено, и, следовательно, необходимы приемы и формы их организации, которые были бы органично связаны с пространственной системой жилых районов, наилучшим образом отвечали функциональным требованиям и вместе с тем сохранили бы ясно воспринимаемое пространство самой улицы. Магистрали должны подразделять города на микрорайоны и районы, ощутимые как части единого целого, и формировать не только транспортные, но и пространственные связи.
Давно замечено, что эстетические свойства ансамбля улицы зависят не столько от достоинств или недостатков, пущих отдельным постройкам, сколько от формирования ее пространства. Красота Невского проспекта в Петербурге определяется прежде всего последовательностью пространственных впечатлений, возникающих при движении вдоль магистрали.


Проблемы пространственной композиции улиц особенно важны потому, что ими определяются связующие звенья между отдельными комплексами и пространственной системой города в целом.
Так же как «интерьер» микрорайона, его протяженный внешний фронт не может быть воспринят единовременно, и представление о нем складывается у зрителей в движении и времени. Скорость движения при этом определяет характер восприятия, в соответствии с ней должен определяться масштаб композиций. Для пространств внутри микрорайона преобладающий вид движения — ходьба пешком со скоростью 4—5 км/ч. В построении пространства улиц, в его ритмах должно учитываться в первую очередь восприятие человека, пользующегося средствами транспорта с его скоростями 30—60 км/ч.
Следовательно, застройка жилого комплекса может быть обращена к улицам более протяженными корпусами, ее фронт должен быть спокойным, с редко расположенными контрастными акцентами, но контрастами сильными, решительными.