Смена пространственных впечатлений

Смена вновь раскрывающихся при движении картин формирует определенный ритм восприятия, связанный со средней скоростью пешехода 4—5 км/ч. Если система застройки такова, что этот ритм чрезмерно растянут или превращается в метрический повтор однородных картин, возникает неудовлетворенность, ощущение ее монотонности.

Скорость движения пешехода задает, таким образом, масштаб композиций. Трудно пытаться прийти к каким-то однозначным нормативным показателям. Обратимся, однако, к такому ансамблю, как Невский проспект.
Смена пространственных впечатлений (раскрытие поперечных перспектив, изменения сечения проспекта, смена кулис, обрамляющих перспективу вдоль главной оси) происходит здесь на расстоянии от 100 до 300 м, т. е. 10 раз на отрезке проспекта длиною немного более 2 км (между Фонтанкой и Дворцовой площадью).

Смена пространственных впечатлений

Таким образом, временной интервал здесь составляет в среднем около 3 мин. Это ритм величавый, замедленный, связанный с впечатлениями исключительной насыщенности. На живописных улочках старой Праги изломы трассы, раскрытия боковых перспектив и контрасты застройки создают смену ощущений гораздо более частую. При чрезмерно больших временных интервалах ощущение однообразия подчеркивается растущей мускульной усталостью пешехода. Этот психологический эффект может быть обострен назойливым метрическим повторением одинаковых элементов — одна из причин резко отрицательного отношения, с которым большинство людей относится к протяженным участкам строчной застройки.
Объем информации, который может быть воспринят человеком, ограничен. Это относится и к пространственному восприятию. Существует (хотя и не получило точного определения) максимальное количество качественно различных элементов, которое человек способен наблюдать без утомления. Если количество таких элементов в композиции значительно меньше, чем то, которое может воспринять человек, у него возникает чувство неудовлетворенности. Если количественные характеристики композиции превысят оптимальное значение насыщенного восприятия, она не будет ощущаться как единство, ее перегруженность вызовет отрицательные эмоции.