Смешанная застройка

Повсеместное использование получила смешанная застройка, в которой сочетались жилища для семей, не схожих по численному составу и уровню дохода, а поэтому и различные по величине и типу.
В одной группе, в единой композиции совместно использовались постройки, резко различающиеся по количеству этажей, массе и силуэту. Их контрасты в системе единой композиции стали важным средством художественной выразительности.

Функциональная организация жилых комплексов по идее западных социологов должна была обеспечивать благоприятную среду для развития «соседских связей», поэтому всю систему обслуживания стремились замкнуть в границах комплекса, четко отделить его от других «соседских» групп (рис. 4). На такой основе создавались композиции, совмещающие уютность и известную обособленность с хорошими проветриванием и освещенностью. Социальная идея определяла акцент на системе внутренних пространств и отчужденность комплекса-островка от внешнего мира, от общих связей города. Островки-микрорайоны образовывали агломераты, не связанные единой закономерностью формирования пространства; в этих агломератах в новом масштабе проявилась хаотичность капиталистического города (рис. 5).

Улицы, проходящие между «замкнутыми в себе» микрорайонами, теряли связь с застройкой и роль элементов, пространственно и композиционно объединяющих городскую структуру. Лишенные людей, изолированные от общественных функций, они получали характер чисто технических коммуникаций, каналов для транспорта, противопоставленных населенным островкам микрорайонов. В пространстве, расколотом на отдельные части, окончательно утрачивалась возможность восприятия целого. Такой характер приобрели не только многие новые районы периферийных зон Парижа, Рима, Милана, Копенгагена, Лондона, но и застроенные по единому плану новые города Англии, пригороды Стокгольма и Хельсинки.