Совершенствование структуры микрорайонов

В конце 30-х годов компромисс между творческими приемами архитекторов, с одной стороны, реальными возможностями строительства и его установившимися методами, с другой, привел к возврату традиционных форм и приемов в развитии архитектуры. В композиции укрупненных кварталов, строившихся в это время, отрабатывались приемы организации систем обслуживания. Но решенные по симметричным схемам кварталы, их хоть и обширные, но замкнутые, изолированные один от другого, дворы не могли стать пространственной средой, благоприятной для расширения новых форм обслуживания населения и развития общения между людьми.
Вместе с решительным поворотом зодчества во второй половине 50-х годов к разработке наиболее рациональных прогрессивных принципов была возрождена и концепция микрорайона. Микрорайон как комплекс жилых зданий, объединенных учреждениями повседневного обслуживания, был безоговорочно принят за исходную единицу членения селитебных территорий. Структура микрорайонов основывалась на ступенчатой системе культурно-бытового обслуживания жителей. Основываясь на этой системе, «иерархическая» группировка жилищ и комплексов вокруг соответствующих учреждений и центров обслуживания должна была внести четкость в функциональную организацию жилых комплексов и города в целом, исключить пересечения путей пешеходов и транспорта и дать ясную систему ориентиров, определяющую пространственную организацию.
Детально разработанная в теоретических изысканиях и экспериментальных проектах ступенчатая система обслуживания в сторону магистралей, само по себе не обеспечивает радикального решения проблемы.
Поэтому особенно интересны исследования, в которых экспериментальные проработки соединяются с широким теоретическим осмыслением факторов, определяющих формирование микрорайонов. Архитекторы В. Андреев и А. Павловский (мастерская № 1 Моспроекта) предлагают укрупнить членения селитьбы, довести размеры микрорайонов до пределов межмагистральных территорий при учете удобства организации транспортных связей и норм пешеходной доступности остановок общественного транспорта (по расчетам авторов площадь жилых комплексов при этом условии может достигать 160 га).