Современные приемы планировки

Современные приемы планировки жилых комплексов чаще всего не только не помогают выявлению общественных центров, но и вносят дисгармонию в построение архитектурного ансамбля. В то же время ведущая функциональная сущность и значение общественных элементов застройки не только не уменьшились, но, напротив, существенно возросли. Поэтому задачей является разработка таких композиционных приемов, которые были бы способны и в условиях свободной планировки при сравнительно небольших объемах общественных сооружений обеспечить отчетливое выявление центров жилых комплексов.


В последнее время в приемах композиции общественных центров жилых комплексов появился определенный штамп. Сказалось, по-видимому, чрезмерно строгое регламентирование системы обслуживания и жесткая, механическая ее связь с системой планировки микрорайонов, тогда как важно регламентировать не систему, а уровень обслуживания, степень предоставляемого населению комфорта. Они могут быть обеспечены различными средствами в зависимости от конкретных местных условий и возможностей. Этот принцип дополнительно раскрывает перед архитекторами большие творческие перспективы.

Современные приемы планировки

Следует подчеркнуть, что применение свободной планировки ни в коей мере не должно означать отказа от соблюдения определенных композиционных закономерностей, обеспечивающих необходимую четкую организованность внутреннего пространства, пущую системе городской застройки как таковой. Между тем, едва ли не самый распространенный и серьезный недостаток современных свободных архитектурно-планировочных приемов — отсутствие внутренней целесообразности и логичности, законченности архитектурной композиции новых жилых районов.

При этом в проектах планировки обычно отчетливо видна определенная система и закономерность расположения зданий, общественных центров, внутренних проездов, озеленения. Однако будучи воспроизведенными в натуре, они не только утрачивают те или иные свои достоинства, но вызывают и упреки по поводу беспорядочности застройки. Архитекторы иногда не располагают достаточными знаниями, чтобы предвидеть те изменения, которым подвергнется задуманная ими композиция при осуществлении ее в натуре, не отдают себе полного отчета в том, как будут восприниматься отдельные ее детали, когда они займут все поле зрения человека, находящегося в той или иной части жилого комплекса и имеющего ограниченный обзор.