Средства гармонизации

Рассмотрим теперь некоторые средства гармонизации, с помощью которых можно достигнуть единства массовой индустриальной застройки и форм живой природы.
Прежде всего это ритм, являющийся наиболее общей закономерностью формообразования в архитектуре, технике и природе, а также первоосновой их единства. Закономерности ритма в ансамбле жилого комплекса обусловлены закономерностями функции, конструкций, методами строительства, а также свойствами природной среды и берут свое начало в ритме крупных градостроительных структур и крупных фрагментов естественного ландшафта в системе города. Вспомним Тайшет и Светлогорск, Копенгаген и Петрозаводск и компонуемый вместе с террасообразной структурой горного рельефа Мурманск.


Закономерности ритма в ансамбле жилого комплекса выражаются повторностью элементов в огромном их диапазоне: от отдельных деталей индустриальных зданий — до обширных групп жилых и общественных зданий и элементов благоустройства, связанных общностью назначения и ритмически повторяющихся в композиции градостроительных структур. Укрупнение элементов ритма, их единство и современный значительный масштаб — общая тенденция, диктуемая закономерностями функциональной организации быта людей, типизации и индустриализации строительства и композиционно-эстетическими требованиями современного города.


Но это не означает, что в пространственной композиции жилых комплексов надо ограничиваться повторением одинаковых объемно-пространственных величин. Повторение, лишенное внутренней динамики и соподчинения элементов, особенно если они примитивны по форме, не создает композиции. Примером служит здесь практика Петербурга: 10-кратно повторенный с одинаковыми интервалами секционный дом в Автове (кварталы 7—8, 9а), или 8-кратно повторенный дом-башня в Дачном, утративший значение содержательной композиционной формы и выполняющий роль рядового элемента.