Стандартизация изделий. Индустриализация

Напротив, при многоплановом раскрытии пространственных систем, где в поле зрения попадает большее число объектов, закономерность их связи сложнее, а видимые соотношения меняются при изменении точки наблюдения, ритмическое повторение стандартных элементов может стать одним из художественных средств объединения сложной композиции застройки, приведения ее к оптимальному объему восприятия. Стандартизация в архитектуре — проблема не только технико-конструктивная, но и художественная. И здесь мы сталкиваемся с важным проявлением этой второй стороны стандарта.

В стандартизации изделий и находит свое материальное выражение ритм промышленного производства, ритм повторных операций, которыми создаются серии одинаковых изделий. От ритмов иных, ручных форм труда исходили ритмические начала художественных форм искусства прошлого. Ритм ручного труда более свободен, более прихотлив, так как связан с такой сложной, изменчивой системой, как человек. Но качественного различия здесь нет. Ритм машины еще не получил полноценного претворения в искусстве — в том числе и в архитектуре— не потому, что сам по себе обладает какими-то отрицательными свойствами, а потому, что мнимая враждебность искусства и техники слишком долго была для нас аксиомой.

Индустриализация — главный путь развития строительства, и в поисках приемов пространственной композиции нельзя не учитывать этого. Нужны такие приемы, которые позволяют ввести связанные с ней точность, повторяемость, простые ритмы стандартных изделий в число художественных средств архитектуры. Для того чтобы они получили эстетическую значимость, надо оставить место для индивидуального, для выражения творческой воли и таланта архитектора, для утверждения неповторимости и характерности данного места.
Это невозможно при традиционных классицистических приемах замкнутой группировки зданий, когда улица— скованный плоскими ширмами домов коридор, а симметричные дворы строго изолированы. Напротив, подобную возможность предоставляют открытые системы застройки, при которых здания образуют живописные пространства, раскрывающиеся одно к другому. Человек видит и воспринимает уже не одно здание, а систему зданий, соотношения их объемов, контраст их геометрических форм с прихотливой свободой природных форм — зелени, рельефа. При разнообразии и выразительности их соотношений объем восприятия может насыщаться, не требуя индивидуализации отдельных построек и декоративного обогащения их пластичности.