Степень выразительности застройки

Замкнутые пространства кварталов начала 50-х годов естественно было формировать в основном зданиями единой этажности, через фасады которых проходят сквозные горизонтальные членения. При свободных пространственных композициях открывается возможность усилить выразительность целого контрастным сочетанием объемов. Неудачи недавних лет в формировании композиции многих жилых комплексов (Кузьминки и Фили — Мазилово в Москве, кварталы Малой Охты в Петербурге и т. п.) порождены не одной лишь эстетической неполноценностью типовых домов (к сожалению, несомненной) и не их одинаковостью. Ощущение унылого однообразия порождает здесь, в первую очередь, примитивная пространственная организация, однообразие приемов группировки построек, бедность форм ритма в чередовании объемов.
Опыт Москвы и Петербурга показывает, что на основе одних и тех же типовых домов можно создавать ансамбли, весьма значительно различающиеся по степени выразительности.

Так, свободная открытая группировка зданий квартала № 128 в Щемиловке (Петербург) позволила достичь гораздо более высокой степени эстетических свойств, чем в жилых комплексах, ранее осуществленных по соседству. Стремление органично связать застройку со сложной ситуацией участка и сохранить при этом ценные насаждения привело к живописности ее системы.

Весь комплекс площадью 33 га застроен при этом лишь двумя типами пятиэтажных крупнопанельных зданий, но однотипность не переросла здесь в однообразие.
Но безусловно, что нормативное ограничение высоты всех построек независимо от конкретных условий, например, пятью этажами, как это было в 1955—1960 гг., существенно обедняет композиционные возможности архитекторов и ведет при этом к нерациональному использованию городских территорий. При одновысотной застройке отсутствует такое сильное композиционное средство, как контраст объемов. Смешанная застройка, в которой разнообразие типов жилищ, отвечающее демографическому составу населения, обеспечивается домами разных типов и различной этажности, открывает более широкую палитру архитектурно-художественных средств.