Версия «гипподамовой» планировки

К «пространственному стержню» микрорайонов, образованному зелеными полосами, открываются меньшие пространства интимного характера, вокруг которых сгруппирована жилая застройка. Примерно посредине микрорайоны пересечены поперечной осью, вдоль которой располагаются магазины. Пространство, развивающееся по этим торговым осям, в соответствии со своей функцией имеет более официальный характер, образуя подобие традиционной «главной улицы», застроенной магазинами, но без автомобильного движения. На пересечении «зеленой» и торговой осей микрорайонов планируются их общественные центры.
Ле Корбюзье создал здесь своеобразную версию «гипподамовой» планировки, позволяющую столь же определенно ориентироваться в пространстве, но освобожденную от скованности и геометрической жесткости. Он возрождает роль коммуникаций в формировании городского комплекса, сочетая ее с приемами свободного расположения объемов построек.

В конце 50-х годов была подвергнута сомнению и замкнутая в микрорайонах система общественного обслуживания. В структуре селитебных территорий новой столицы Бразилии г. Бразилиа (автор генерального плана арх. Л. Коста, строительство начато в 1958 г.) доминирует транспортная магистраль, вдоль которой расположены одинаковые по форме небольшие кварталы (площадью 5,76 га).

Учреждения обслуживания вычленены из кварталов и расположены в озелененных интервалах между ними. Магистраль здесь — главный дисциплинирующий элемент пространственной системы (рис. 8).
Идея микрорайона как социальной единицы города, размеры которой определяются возможностью пешеходных связей, теряла приверженцев в Западной Европе потому, что не удалось сделать микрорайон нивелирующей классы ячейкой «социальной интеграции» общества, и потому, что низкая плотность и распыленность застройки микрорайонов, построенных в 50-е годы, была непозволительной роскошью, рождавшей новые экономические и социальные проблемы.