Введение изломов, изгибов. Протяженность корпусов

Корпуса длиной 150 м и более могут, однако, превратиться в барьеры, затрудняющие функциональные связи и нарушающие пространственное единство комплекса. Чтобы преодолеть это, можно использовать раскрытие колоннадами первых этажей прием, рациональность которого (особенно при каркасных конструкциях зданий) недооценивается.
Монотонность, возникающую в бесконечном повторе окон корпусов большой протяженности, в зарубежной практике часто пытаются преодолеть тем, что вводят в них изгибы и изломы. Ракурсы преображают метрическую сетку в богатую ритмическую систему. Подобный прием оказывается осуществимым и в сборной конструкции.


Проблема увеличения протяженности корпусов приобретает особое значение в связи с формированием улиц. Новые принципы организации жилых районов должны найти свое естественное продолжение в их системе. Помпезная «улица-коридор» немыслима в сочетании со свободной организацией пространства микрорайонов; в условиях современной интенсивности движения транспорта она и сама по себе стала неприемлемой формой. Улицы городов должны быть четко дифференцированы и в соответствии с функциями должны получить разнообразный характер — от интимных жилых улиц до трасс скоростного движения. Однако улица, как важнейший элемент пространственной структуры городского организма, не исчезает.


Усилиями градостроителей движение концентрируется на главных транспортных магистралях, профиль и формообразование пространства которых не могут создаваться по традиционным образцам. Однако было бы неверно рассматривать городские магистрали лишь как изолированные от окружающих территорий каналы для транспорта. Улицы связывают микрорайоны и районы в единый организм города и тяготение к ним неизбежно и естественно, а их значение для композиции города в целом несомненно.