Замкнутые симметричные композиции

Замкнутые симметричные композиции кварталов конца 40-х — начала 50-х годов уравновешены, неподвижны. В любых ракурсах можно проследить построение их пространства, достаточно простое для этого. Такие композиции не связаны с закономерностями восприятия в движении и времени. В открытых композициях многоплановость перспектив, а главное раскрытие и непрерывная смена по мере движения через комплекс все новых пространственных картин, как бы развертывают его композицию во времени, в «четвертом измерении». От статических трехмерных к динамическим «четырехмерным» системам, восприятие которых неразрывно связано с движением, т. е. от статичности к динамике—таков определившийся путь развития приемов пространственной композиции современного жилого комплекса.

Новые приемы «четырехмерной композиции» открывают путь преодоления противоречий между стандартом, унификацией элементов полносборных построек и стремлением к созданию неповторимо индивидуального облика микрорайона на основе применения типовых проектов.
Художественное своеобразие замкнутых групп зданий классицистического типа целиком опиралось на характеристику отдельных сооружений. Для системы «взаимопроникающих» пространств большого современного комплекса отдельные дома служат первичными элементами, входящими в единое функциональное и композиционное целое, которое и обладает чертами неповторимой индивидуальности. Основу этой индивидуальности определяет характер формирования пространства в конкретных условиях ландшафта.

Укрупнение «первичной единицы» в композиции жилой застройки, наименьшего элемента, обладающего композиционной индивидуальностью, отражает внутренние сдвиги, которые происходят в организации города, переход от квартала — механической суммы домов — к органическому единству комплекса, типа, микрорайона.
В подобных системах возникают зависимости, не существовавшие при организации квартала как группы замкнутых пространств. В открытой композиции жилого комплекса, представление о которой формируется через серию последовательно воспринимаемых впечатлений, не может быть некоего пространства А, композиционно независимого от пространства Б, даже если не существует точек, откуда они видны одновременно. Так, пространственные впечатления от интимных двориков микрорайона Гавана-дель Эсте не могут быть отделены от панорамы его большого внутреннего парка или от динамичных пейзажей, связанных с окружающими магистралями, хотя здесь и нет прямых зрительных связей.